PRE.INC
Всё о развитии молодёжного предпринимательства. Зачем учить детей делать бизнес в школах, вузах и на федеральных мероприятиях.
blog
PRE.INC
blog
5 ошибок акселераторов, которые влияют на бюджет, репутацию и показатели
Когда школа, вуз или учебный центр запускают молодёжные акселераторы, они сталкиваются с новыми проблемами. Одни внезапно раздувают бюджет, другие — влияют на репутацию, третьи — снижают отчётные показатели.
Разбираемся, как предупредить 5 самых частых проблем.


Рассказать о себе будущим пользователям

Когда начинается проект, все очень заняты программой, экспертами и сметами. В последний момент вспоминают о том, что будущим участникам нужно как-то рассказать о проекте и завлечь. Спешно делают рассылку за два дня до запуска, но это не работает. В итоге людей мало, KPI не выполнены.

На что влияет. Бюджет, репутация, показатели
Как не допустить. Заранее продумать, как участники узнают про акселератор. Это могут быть посты в социальных сетях, личные сообщения, рассылки, объявления в классах, реклама для родителей. Чтобы выбрать правильный инструмент, нужно провести исследование целевой аудитории.


Язык общения

Организаторов и школьников разделяют 2-3 поколения, и это нормально. Проблемы начинаются, когда нужно рассказать о ценности акселератора — его выгодах. Организаторам кажется, что выгоды — это широкий кругозор и навыки взрослой жизни, а для школьников это независимость и возможность создавать что-то значимое.

На что влияет. Репутация
Как не допустить. Узнать, как целевая аудитория относится к предпринимательству, какие видит для себя выгоды и возможности. Нанять редактора, который напишет это на языке пользователей.


Подготовка экспертов и модераторов

Модератор — это человек, который направляет участников в программе. Он отвечает на вопросы, контролирует время, объясняет правила. Акселерация — это развитие критического мышления, а не транслирование лекций, поэтому не любой вопрос кто-то должен ответить.

Эксперт обычно хорошо знает своё дело, но может «плавать» в вашей методике. Типичная ситуация: ведущий забывает о составлении шаблона Остервальдера и обсуждает конкретный проект башмачной на улице Ленина. Проблема в том, что в акселерации это неважно: даже если школьник придумал ракету на ядерном топливе, чтобы добираться из дома в офис, важнее, насколько полно он описал бизнес-модель.

На что влияет. Репутация, бюджет
Как не допустить. Заранее спланировать, кто, когда и как будет отвечать на вопросы. Проинструктировать экспертов и контролировать их с помощью тех же модераторов.


Критерии защиты проектов

Когда приходит время оценивать проекты участников, оказывается, что эксперты видят критерии по-разному. Допустим, один эксперт ставит высокую оценку проекту, у которого уже всё хорошо, а другой — проекту, у которого всё может быть хорошо, исходя из защиты. Оба понимают критерии, но видят методику по-разному. Это может дискредитировать вашу систему оценки.

На что влияет. Репутация, показатели
Как не допустить. Описать методику оценки и удостовериться, что эксперты понимают её одинаково. Также важно рассказать об этом участникам — чтобы для них оценка была прозрачной.


Удержание в онлайне

Когда акселерация проходит онлайн, удержать внимание школьников невероятно трудно. За их внимание соревнуются Ютуб, Нетфликс и социальные сети — и ваша программа должна с этим конкурировать, иначе вы потеряете аудиторию. Типичная ошибка: считать, что обучением будут пользоваться просто потому, что оно есть.

На что влияет. Бюджет, репутация, показатели
Как не допустить. Использовать принципы управления вниманием. Мы все подсели на дофамин, поэтому мозгу нужно внимание, обратная связь и признание — дробите обучение на короткие отрезки, используйте интерактивные форматы, организуйте общение с экспертами. Школьникам приятно, когда их выслушивают взрослые, они готовы платить за это своим вниманием.


Теперь вы заранее готовы к типичным проблемам, которые случаются при запуске проектов молодёжной акселерации. Как показывает опыт PRE.inc, чтобы решить большинство сложностей, достаточно просто...

СПЛАНИРОВАТЬ ВСЁ ЗАРАНЕЕ
Зачем нужны уроки предпринимательства в школе
Центр стратегических инициатив заявил, что планирует до 2024 года ввести уроки предпринимательства в школе. Мы уже запускали такие проекты — делимся опытом и рассказываем, почему это важно.
В 10 классе я сделал первый шаг в том, что казалось «предпринимательством». Купил подешевле и продал подороже — не понимая зачем и как развивать это дальше. Места, где поддержат и помогут, не было.


Что с этого школьникам

Базовые предметы школьной программы помогают разобраться с законами природы, научиться аналитически мыслить и познакомиться с культурным наследием. Это расширяет кругозор и повышает шансы состояться в жизни.

Еще состояться поможет мышление и образ предпринимателя — новатора, лидера, созидателя. В XXI веке это залог успеха.

Мы не делаем из школьников джобсов и масков, и даже просто успешных предпринимателей. Задача — изменить взгляд на мир и его возможности.


Как это работает

В 2011 году мы создали проект «PRE.инкубатор» — бизнес-инкубатор для школьников на базе экономического факультета МГУ. Это был первый шаг к тому, чтобы сделать предпринимательство глобальным.

Потом вместе с компанией Иннопрактика мы написали курс «Основы экономики и предпринимательства» для школы-интерната МГУ.

Курс длится 4 года — с 8 по 11 класс. Он состоит из модулей, которые наслаиваются на базовый курс, основу. Модули школьник выбирает сам или с помощью наставника в зависимости от пожеланий, способностей и индивидуальной «карты развития». Основа программы — проекты учеников.

Благодаря такой системе вместе учатся дети разных возрастов — их разделяют по «входным» данным.

В первый год изучаем продукт как сочетание пользы и ценности. Во второй — разбираем понятие Customer Development и запрос заказчика: учимся создавать продукт под него. На 3—4 год работаем над экономикой, выручкой и рентабельностью. Так мы разбираем понятия продукт и предпринимательство как многогранные объекты.

Программу строим на деятельностном подходе, потому что предпринимательство — это про дела, а не про определения. Используем деловые игры и бизнес-симуляции, digital-инструменты работы с проектами, элементы дополненной реальности.

Чтобы это работало, даем школьникам правильное содержание и цели предпринимательства, направляем на созидание и влияние. Мы разрабатываем новые образовательные продукты и ищем партнеров.


Какие есть сложности

Программы по якобы предпринимательству ориентируются на коммерцию, менеджмент и финансы. Если ребенок что-то кому-то продал, посчитал выручку и распределил роли в команде — это еще не предприимчивость. Мы боремся с таким образом предмета.

Чтобы создать правильный образ, нужно определиться, что такое предпринимательство: учебный предмет, межпредметная дисциплина или мета-предмет — с надпредметным содержанием, которое используют и развивают в разных областях. Ответ на этот вопрос поменяет взгляд на предпринимательство как учебную дисциплину.

Еще это успокоит родителей. Они переживают, что вместо того, чтобы учиться, ребенок будет «открывать бизнесы». Опасение справедливое. Оно появилось из-за того, что предпринимательство подают именно как ведение бизнеса. Поэтому мы доносим наше видение до них.


Предпринимательство не создает нового предмета, а модифицирует традиционные: разбивает на единицы содержания и интегрируется с ними. Чтобы влиять на будущее, мы должны накапливать человеческий капитал, развивать предприимчивость и ответственность в будущем поколении. Перестать ждать и начать действовать.
Два способа геймифицировать предпринимательство
Разбираемся, чем отличаются игры в предпринимательство от предпринимательства через игру, и в каких случаях применять оба подхода.
Предпринимательство — не только про то, как зарегистрироваться в реестре, получить печать ИП и защитить финансовый план перед инвестором. Это прежде всего про создание продукта, основанного на ценностях, востребованных заказчиком или клиентом.

Чтобы понять, как это работает, без привычного и надоевшего молодёжи формата лекций, мы используем игровые технологии. Смещая баланс в сторону обучения или игры, вы получите разные результаты — и разные типы образовательных продуктов.


Играть в предпринимательство — чтобы привлечь внимание и заинтересовать темой

❌ Предпринимательская игра — это работа над вымышленной задачей, с заданными условиями и без эмоциональной привязанности к проекту. Человек получит удовольствие, возможно, отработает базовые навыки управления, но не создаст ничего нового — не станет предпринимателем уже в процессе игры.

✅ Игра облегчает вход в тему: вы предлагаете не учиться, а приятно провести время с друзьями за настольной, компьютерной или браузерной игрой. Главное — захватить внимание, вызвать интерес и оценить, как человек проявляет себя в безопасной игровой ситуации. После этого можно предлагать учиться и отвечать за реальную идею.


Предпринимать, играя — чтобы сразу начать работать и получить позитивный пользовательский опыт

❌ Сразу работать над своей идеей без предварительного опыта предпринимательства — сложно. Есть страх ошибиться, выглядеть глупо, оказаться хуже других. Этот формат подходит для людей, которые уже заинтересованы в теме, приходят с идеей и горят ею. Сделать такой образовательный продукт массовым не получится.

✅ Создавать настоящие проекты, общаться с экспертами, считать экономику, опрашивать целевую аудиторию — всё это можно делать, имея на руках только сырую идею. Игровые механики помогают сделать работу увлекательной: упаковать разработку проекта в квест, дать награды за каждый этап, создать здоровую конкуренцию с помощью рейтинга — удержать внимание уже во время обучения.


Делать можно по-разному, важно, чтобы инструментарий не противоречил целям и содержанию.

Все статьи в один клик
Раз в месяц присылаем дайджест на электронную почту. Без спама. Без рекламы.